КиноИнфо - фильм Интерстеллар - рецензии экспертов

Реклама
киноконтент для приложений парсер база данных о кино API смотреть кино сеансы импорт контента кино контент для киносайтов всё о кино

Интеллектуальный экшэн

Долгожданный новый фильм от Кристофера Нолана не обманул ожиданий. Это качественная научная фантастика и захватывающий интеллектуальный экшэн. Три часа пролетели незаметно и усталости не почувствовалось. Впрочем, почему это фильм именно Кристофера Нолана? Над его созданием уже давно работал его брат Джонатан, а режиссером должен был стать Стивен Спилберг, который, к слову, видел в главной роли Уилла Смита. И только после ухода Спилберга из проекта Джонатан Нолан подтянул своего брата-режиссера. Потому кто внес в эту ленту большую лепту – вопрос сложный.

Главное достоинство картины – это то, что она возвращает нас к классической НФ. Вместо киберпанка – исследование космических глубин, вместо примитивной фабулы комиксойдов – научные проблемы. Я не физик, но мне показалось, что никаких серьезных багов в фильме нет. Но суть ведь не в ошибках, допущенный случайно или намеренно, а в том, что человечество в ленте снова показано ищущим, познающим, открывающим невиданное, шагающим за горизонт. И это прекрасно!

Собственно, сюжет несложный. У Ноланов бывало и заковыристей. В некоторых частях картины действие одновременно происходит в двух временных плоскостях, что вызвано "парадоксом близнецов". Думаю, что тот зритель, который не пропускал уроки по физике в одиннадцатом классе, во всем разберется. Если же коснуться фабулы, то она тоже несложна, но интереснее. В самом начале фильма нам представлен (правда, лишь небольшими штрихами) мир будущего, который отказался от космоса и вернулся к аграрному производству. Это мир мечты всяких Дугиных, Стерлиговых и прочих наших традиционалистов и почвенников. Это мир без войн, без армий, мир фермеров. Там не нужны инженеры и ученые.  Идеальный мир?  Нет, это мир умирающий. Это мир, не способный противостоять восставшей природе (причины глобальной катастрофы в картине не объясняются). Безудержные запросы потребительского общества поставили планету на грань выживания, и человечество уткнулось в землю, вернулось к традиции, в сельское хозяйство, безуспешное цепляясь за жизнь. Но это оказался не выход. Современный капитализм поставил людей на грань выживания, а консерватизм лишал их возможности спастись.

Смысл картины братьев Ноланов сводится к противопоставлению инстинкта выживания и любви. Самосохранение – это базовый инстинкт, который присущ всем. И в целом нет в нем ничего плохого до определенного момента. Когда он становится угрозой всему остальному. В безумном стремлении спасти себя, человек может погубить всех и себя в том числе. Ибо инстинкт заглушает разум, главное оружие человека. Чувству самосохранения в ленте противопоставлено другое чувство – любовь, которая является его противоположностью. Т.к. любовь – это способность пожертвовать собой во имя другого или других. И хотя любовь нелогична и разумом непостижима, но именно она помогает людям спастись. Вот такой парадокс: инстинкт выживания губит, а любовь спасает. Первый в картине олицетворяет персонаж Мэтта Дэймона, а вторую – персонажи Энн Хэтэуэй и Мэттью Макконахи. Мне кажется, что это всё хорошие идеи, вполне близкие классической science fiction.

В заключение можно сказать, что "Интерстеллар" – это очень ровный фильм, который не оставляет недосказанности. Но с другой стороны, он вполне предсказуемый и односложный. Он не бессмысленный, но за живое не берет. Великих спецэффектов можно не ожидать, но будет на что посмотреть. На меня более всего произвел впечатление робот. Скажем так, он прекрасен не только внешне, но и внутренне. Получился абсолютно полноценный персонаж. Я не могу сказать, что это лучшая работа Нолана, но определенно лучше его "Начала", потому как там было только претензия на интеллектуальность, а в "Интерстеллар" она уже есть, без претензий. Потому остается только надеяться на дальнейшую плодотворную совместную работу братьев Ноланов.

Для глаз и ушей: Хорошо
Для ума: Сильно
Для сердца: Трогает
Евгений Савойский
Оценка: 8 / 9 (отлично)
07.11.2014
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail


А все хорошее - и есть мечта

Сравнивать новое полотнище от Нолана с куароновской “Гравитацией”, конечно, можно и нужно. Примерно так же, как “2012”, например, с “Пиком Данте” - ощутимое превосходство по драматическому накалу и масштабам действия, но с большими допусками по части как логики, так и физики. Вообще, это своего рода противоядие от прошлогодней космикофобии - взращенный кубриковской “Одиссеей” режиссер задался целью напомнить соотечественникам, что их предки когда-то были первооткрывателями, и пора бы опять обратить взгляд в неизведанное, несмотря на все таящиеся там опасности. Градус национализма в этом посыле на удивление высок для всетолерантного Голливуда - даже напасть, вытесняющая человечество с Земли, достоверно поражает лишь американские сельхозкультуры, а об участи прочих территорий остается догадываться по общей предапокалиптической атмосфере. И звездолет в тайне от своих голодающих с бутылками пива в руках земледельцев именно в НАСА строят, а не на родине строек века и космопрома или, скажем, в Китае. То есть, может, и там тоже, дверь в иную галактику видна всем одинаково - вопрос лишь, кто первым через нее пройдет, и вернется ли пригласить остальных.

Повышенную научность безусловного вымысла братского дуэта подчеркивает такой популярный в народе физик, как Кип Торн. Соблазн, понимаю, был велик - не продумывать все мироустройство самостоятельно, как в том же “Начале”, а взять за основу официально выдвинутые следствия из общей теории относительности. Вот только слово “теория” уместно лишь до тех пор, пока ее следствия не вступают в противоречие с реальными наблюдениями, которые в фильме ограничиваются исключительно оптическими. Простейшие идеи типа многомерности червоточин и субъективного течения времени объясняются буквально на пальцах, хотя свежестью не отличаются. Но уже чуть более сложные измышления (про многотысячекратное замедление часов на поверхности непонятно чем освещаемой планеты, например) превращаются в набор быстро произносимых общих слов, изрядного подрывая достоверность происходящего. Визуализация профессорского гения в виде исписанных мелом досок - тоже классический прием, однако в хваленом разрешении IMAX он и без стоп-кадра вызывает досаду: лучше б попросили того же Торна что-нибудь осмысленное изобразить вместо школьных систем равенств с комментариями на публику. В общем, нельзя сказать, что сценарий учитывает возможности современной физической модели мира - напротив, модель растягивают под нужды сценария: внезапно заслать героев в будущее и выжать из этого всевозможные психологические конфликты.

Чем создатели и впрямь могут гордиться - так это тем, что технологическую мощь компьютеров по производству спецэффектов использовали для настоящих научных исследований. Полученное фотореалистичное изображение гигантской черной дыры, закручивающей гравитацией не только межзвездный газ, но и свет далеких звезд - уже достойный гонорар эксперту-практику. За обилие натурных съемок и отказ от использования зеленого экрана в интерьерных они тоже наверняка получат признание от коллег по цеху - конечному пользователю эти высокобюджетные ухищрения, уверен, будут малозаметны. В отличие от проникновенной (некоторые даже жалуются, что чересчур) органной музыки Ханса Циммера, километровых приливных волн, обледеневших облаков и самого необычного дизайна роботов, которые вдобавок и способностью шутить превосходят большинство мыслимых конкурентов - тут уж скорее творчество Дугласа Адамса приходит на ум, чем неоднократно цитируемого Кубрика. Именно эти лишенные человеческих недостатков творения изредка обеспечивают передышку в неуклонно сгущающемся вареве трагического пафоса и слезоточивой мелодрамы.

Впрочем, сгущается оно весьма плавно, и без малого три часа все-таки скорее пролетают, чем тянутся. Краткое вступление (“Ура, мы не вымрем!”) сменяет яркая картинка планеты на грани катастрофы, но с пока еще функционирующими социальными институтами (вплоть до вызова отца к директору) и одичавшими беспилотниками. Трогательная демонстрация подавленной чувствительности отца-одиночки, монтажная склейка рутины полета - и вот, начинается... видеоигра про космонавтов-торопыг, по уровню на каждого лишнего члена экипажа. Сомнительная все-таки это идея - отправить на спасение цивилизации самых обычных людей, которым зрителю будет проще сопереживать, и до последнего продвигать ход событий их такими обычными ошибками. Не заметил, зазевался, не поверил, доверился, проявил самоуверенность - список можно из любого слэшера взять, исключив разве что вожделение, на которое у Нолана явно аллергия. Из небанального отмечу разве что вывод о самоотверженности индивидуала как самообмане, со временем рассеивающемся - а времени у открывателей новых земель может оказаться слишком много.

И все ж основной претензией к главному пока проекту именитого конструктора экстремумов любви, как и главным достоинством для ранее обличавших его пессимистичную бесстрастность, будет зашкаливающая сентиментальность в отношениях персонажей. Любовь на сей раз приравнивается к гравитации, преодолевающей пространство и время - мол, без этой связи о спасении нашего вида не стоит и думать. Любовь, конечно, родительская, невосприимчивая к сторонним соблазнов и гормональных всплесков. Увы, до финального катарсиса ее напрочь маскирует раздражающий детский эгоизм - сложно вызвать сочувствие у тех, кто принимает суровые законы игр с бесконечностью, к страданиям обывателей, неспособных ради всеобщего блага пожертвовать даже не жизнью, а близостью родных. Ну, а повысив градус мелодрамы всеми этими “я твой дочь” и “ты знал, ты врал” до предела, Нолан по мелодраматическим же законам жанра вынужден был проявить чрезмерное усердие, и разжевывая в затянутом третьем акте то, о чем можно было предположить еще при первых разговорах о так своевременно открывшейся “кротовой норе”. Результат - фатальное лобовое столкновение эмоционального идеала с причинно-следственной целостностью. Ведь то, что на самом деле происходит за горизонтом событий - внешнему наблюдателю неизвестно, да и, как выясняется, не важно. Волчок должен падать за кадром...

Для глаз и ушей: Супер
Для ума: Глупо
Для сердца: Трогает
Александр Казанцев
Оценка: 7 / 9 (хорошо)
07.11.2014
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail


Пшик от братьев Ноланов

Бред сивой кобылы. Который при этом, вполне возможно, будет претендовать на премию "Оскар".

Братья Ноланы стали известны после оригинального детектива "Помни" с тогда неизвестным широкой публике Гаем Пирсом в главной роли. "Помни" будоражил, в первую очередь, мозг. Своей запутанной до предела историей, которая была подобна игре в шахматы. Доставляла интеллектуальное удовольствие. Ноланы прославились и весь мир стал ждать их следующих работ.

Не отвечаю за весь мир, но мне ни одна из последующих их работ не понравилась, а некоторые я просто не мог досмотреть, настолько они были скучны в своей претенциозности. Например, "Начало". Три раза начинал (простите за невольный каламбур), да так и не дотерпел и до середины.

Сегодня мы с женой сначала хотели идти на показ вдвоём (оба очень любим космическую и научную фантастику), потом из-за дел и детей решили разделиться и "Интерстеллар" пошёл смотреть я. Естественно, жена меня с нетерпением ждала и накинулась с расспросами :"Как фильм?". И я начал пересказывать. Постепенно сам осознавая, каким бредом выглядит сюжет в пересказе, каковым он на самом деле и является. Оглушённый звуками органа, которые сопровождают почти всё действие фильма, я не сразу осмыслил все нелепости сценария, которые обнажила необходимость их логично изложить в пересказе. 

К сожалению, пересказать Вам всё то же будет недопустимым спойлером, да и Вы мне не поверите на слово. Тем, кто был в восторге от "Начала" и "Тёмных рыцарей" - наверное, "Интерстеллар" и понравится. Наверное, можно видеть в этой работе нечто, чего не увидел я. ОК. Я не настаиваю на своей правоте. В чём я уверен наверняка: массовому зрителю кино не понравится - слишком сложно и недостаточно динамично. 

"Я вижу горизонт событий... Вот мое левое крыло погружается в него... Вот я весь пересекаю его...". Тот, кто хотя бы на 3 балла знает физику и хоть немного представляет, как устроен мир, обплюётся при этих (и подобных) сентенциях главного героя.

Вероятно, Ноланы хотели переплюнуть Вачовски и сделать "новую Матрицу". Увы. Ума не хватило.

Для глаз и ушей: Скучно
Для ума: Глупо
Для сердца: Так себе
Михаил Иванов
Оценка: 4 / 9 (совсем плохо)
07.11.2014
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail