КиноИнфо - фильм Титаник - рецензии экспертов

Битва за минуты счастья


Пожалуй, сложнее всего писать именно про такие фильмы - в которые влюбляешься раз и навсегда. Пересматриваешь каждый раз как заново и удивляешься, что заученная чуть ли не поцитатно история кажется не менее актуальной, и даже правдоподобнее, чем раньше, несмотря на поменявшиеся за минувшее время взгляды на жизнь, чувства и взаимоотношения полов. Открываешь какие-то новые трактовки событий - с точки зрения обычных пассажиров, членов команды, утративших осторожность созидателей, фанатичных исследователей прошлого или просто почитателей таланта режиссера. И несколько дней подряд в итоге не можешь решить, с чего начать рассказ, и о чем, вообще, рассказывать читателям, каким-то чудом до сих пор не посмотревшим эту картину, либо посмотревшим как-то неправильно и не разглядевшим всех ее граней...

Благо повод есть - лучше не придумаешь: неутомимый перфекционист в очередной раз добился выхода своего детища на большие экраны, и такой шанс наверстать упущенное в "лихие девяностые" стоит гораздо больше, чем билет в самый дорогой кинотеатр. О 3D-конвертации можно бы и вовсе не упоминать - это лишь дополнительная приманка для подростков, нетерпимых к отсутствию слова "новый" в описании развлечения. Их антиподам, жалующимся на свойственные стереоизображениям затемнение и артефакты динамичных сцен, хочу напомнить, что Джеймса Кэмерона еще никто не превзошел в мастерстве создавать объемные миры на плоскости. И в худшем случае плод его многомесячных трудов смотрится в очках также хорошо, как и без них (увы, я лично обещанных чудес на панорамных "пролетах" камеры не заметил - впрочем, меня их 2D-версия вполне устраивала глубиной кадра). А явственно возникающая то и дело дистанция между (не плоскими!) персонажами на переднем плане и отдалившимся вглубь экрана фоном достойна считаться хотя бы бонусом. Ну, а что билеты дороже обычных - так зато по всему миру опять, и в любое удобное время, а не в киноклубе "Любителей ретро", когда рак на горе свистнет.

Чем пересказывать сюжет, отмечу, что этот самый кассовый блокбастер века получил 11 "Оскаров", в том числе и как лучший фильм, и эта рекорд тоже пока не превзойден (но удерживается еще двумя претендентами). В принципе, с итоговым бюджетом, ради которого продюсировавшему съемки режиссеру пришлось отказаться от гонорара, студия могла построить полную копию невезучего судна со всем интерьером и затопить перед камерами. Но полномасштабная хроника гибели "Титаника" занимает едва ли треть от сюжета - и это, пожалуй, главное, что нужно иметь в виду любителям кинокатастроф. Остальное время посвящено недолгой жизни этой уменьшенной копии нашего мира с просторами роскошных салонов и кают первого класа, теснотой коридоров и обиталищ бедняцкого района, жаром гигантского моторного отсека и строгостью служебных помещений. И, разумеется, мастерски расписанной и сыгранной истории любви (в которой при желании можно рассмотреть следы и сказок про Золушку или Принца и Нищего, и романов Шекспира, и даже сюжета о храбреце-невозвращенце, призванном спасти героиню от жестокого будущего и неумолимой Машины - но все это, конечно, не сразу, при первом просмотре вряд ли найдется возможность настолько отвлечься).

Финальные эпизоды содержат немало примеров самопожертвования - как бессмысленного, так и героического - да с прощальными напутствиями Доусона ни один не сравнится, и он запросто мог бы утонуть в слезах, вызванных этой сценой. Ди Каприо с тех пор сыграл еще немало запоминающихся ролей, и все ж из амплуа трагического романтика, видимо, так и не выйдет - зато и превзойти его в этом вряд ли кому удастся. И вообще: то, что актерский состав фильма оказался обделен киноакадемиками - не иначе как заговор с целью не создать прецендента с 12-й статуэткой, потому как таким обилием запоминающихся и сложных образов ни один номинант 70-й церемонии (да, пожалуй, и нескольких последующих) похвастаться не может. Билли Зэйн, восхитительно меняющийся из хладнокровного джентльмена в ослепленного проигрышем безумца и обратно. Кэти Бейтс, призванная доказать, что и среди дам высшего света встречаются люди деятельные и сострадательные. Глория Стюарт, убедительно переживающая самые яркие страницы прошлого своей героини. Кейт Уинслет, будучи совершенно не в моем вкусе, все же доказывающая, что за несколько дней можно найти смысл жизни и раз за разом рисковать своим существованием ради еще нескольких моментов с даровавшим его. Наконец, капитан и его помощники, инженер, представитель судовладельца, музыканты, кочегары, пассажиры... Десятки небольших, но очень своевременно сыгранных партий, доказывающих, с каким вниманием написавший сценарий "от и до" Кэмерон отнесся к каждой из сотен изученных записей, свидетельств очевидцев, сохранившихся документов судовой компании. Ко всему тому грузу прошлого, что скрыт за любым происшествием такого размаха, и привлекая внимание широкой публике к которому можно надеяться, что те же ошибки не будут повторены когда-нибудь. А жажду славы, пренебрежение средствами безопасности ради мимолетного плевка на головы конкурентам и слепую веру в непроверенные всесторонне технологии получится обуздать, напомнив о ценности человеческой жизни. Которая, если ее не прервать преждевременно, может быть такой долгой и насыщенной даже у тех, кто совсем недавно стоял на краю.

Для глаз и ушей: Супер
Для ума: Сильно
Для сердца: Трогает
Александр Казанцев
Оценка: 9 / 9 (превосходно)
04.04.2012
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail