КиноИнфо - фильм Коллектор - рецензии экспертов

Если у вас нет собаки

Три года назад Стивен Найт снял полнометражный фильм с одним актёром и единственной декорацией: Том Харди с первого до последнего кадра провёл в машине, лишь под конец иногда останавливаясь на светофорах и непрестанно решая проблемы с семьёй и работой по телефону. Эксперимент удался (до этого был ещё “Погребённый заживо”, но там авторы скорее упражнялись в вызове клаустрофобии), однако, как ни странно, волны схожих авторских проектов за ним не последовало. Казалось бы, чего проще: минимальный бюджет, подготовки почти не требуется, время съёмки стремится к хронометражу конечного продукта, за основу сценария можно каждый второй спектакль или ток-шоу брать - при современном развитии средств связи действующие лица, действительно, давно уже не требуется показывать иначе как на экране смартфона. Необходимо по сути лишь уговорить достаточно привлекательного профессионального актёра и написать историю увлекательную, динамичную и напряжённую, но правдоподобную. И если с первой задачей дебютант Алексей Красовский справился безупречно, то к его решению второй, уверен, претензий можно при желании высказать множество. Впрочем, не настолько серьёзных, чтобы отказаться провести полтора часа практически наедине с героем Константина Хабенского - страшным (по силе воздействия на свой рабочий материал), но симпатичным.

Как и у Айвена Лока, жизнь Артура внезапно летит под откос, проверяя на прочность все его связи с окружающим миром - легкомысленную партнёршу, трусливого работодателя, жадного охранника и прочих коллег, друзей и случайных знакомых. Повод, правда, скорее надуманный, и окружение покомфортнее - не приходится сдерживать свои реакции из опасения устроить ДТП на оживлённой трассе. В принципе, он тоже вполне бы мог бороться за утраченный контроль над ситуацией, пытаясь при этом, например, скрыться от неведомых преследователей. Но если не брать в расчёт, что статичное место действия сходу навевает мысли об экранизации монопьесы (да и того же Харди можно было запросто усадить на сцене с проецируемым задником), то преимуществ у такого выбора найдётся немало: пресловутые несдержанные реакции, ходьба и перебрасывание предметов, взаимодействие с находящимися за стеной персонажами. Наконец, пейзажи вдоль английских автострад гораздо более однообразны, чем интерьеры роскошного офиса в окружении огней мегаполиса.

А вот о злободневности названия стоит заранее забыть - оно скорее вводит в заблуждение, чем пытается сыграть на отношении публики к шантажистам-беспредельшикам или противопоставить тем образ идеального коллектора, вежливого и мудрого. На Артура проще навесить ярлык пранкстера - убедительного телефонного шутника с мощными навыками частного сыщика. И пусть целью его розыгрышей стоит не развлечение, а призыв заблудших выполнять договор, как того требует закон, используемые методы ничем не отличаются. Как и эмоции жертв: страх, недоумение, облегчение и сильное желание откупиться от вероятных повторов или огласки обнаруженных собеседником секретов. Эффективность такого подхода, очевидно, пугает не только должников - как иначе объяснить, что все вокруг настолько готовы поверить в то, что робингуд-самородок оказался настоящим бандитом? И чтобы на деле показать его светлые стороны, в повествование своевременно вплетается линия, которая наверняка заставит расчувствоваться любителей животных. Увы, как и основное расследование, она не получит сколь-нибудь вразумительного завершения - создателю оказался важнее процесс, чем результат. И мне лишь остаётся надеяться, что зрителей, способных смириться с тушением столь тщательно разжигаемого интереса к судьбе героя, окажется достаточно, чтобы наши кинематографисты продолжили разработку подобных проектов - очень перспективных с учётом проблем самоокупаемости российской продукции. В конце концов, поклонницам того же Козловского или Машкова, предположу, вообще не важно, чем именно их кумир будет заниматься на экране и о чём разговаривать - лишь бы было почаще в кадре да крупным планом. Вот только чем это принципиально отличается от телепостановки или реалити-шоу - лично я пока не понял.
Для глаз и ушей: Хорошо
Для ума: Сильно
Для сердца: Трогает
Александр Казанцев
Оценка: 8 / 9 (отлично)
05.10.2016
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail