КиноИнфо - фильм Под электрическими облаками - рецензии экспертов

Вот и все, что останется

Увы, недорос я еще до метакинообозревателя... Как и большинство зрителей, пожалуй, которых пытаются привлечь прокатчики, и раз уж мне нечего сказать про сам фильм - прокомментирую используемые ими рекламные слоганы и цитаты из прессы берлинского фестиваля. Прежде всего советую проигнорировать слово “фантастика”: даже к криминальному боевику или ужастику эта картина ближе, и поклонникам любого из перечисленных жанров будет сложно припомнить другого представителя, еще меньше оправдавшего их ожидания. Не умаляя масштабных трудов художника-постановщика (у нее и без едва заметных в глубине кадров голографических инсталляций забот хватало), все ж подчеркну, что наиболее острый, видимо, эпизод с некой большой войной был вычеркнут, и хотя ненавязчивые упоминания о ней иногда проскальзывают, понять, в каком году происходит действие - 91-м или 17-м - без поясняющих комментариев вряд ли возможно. А едва функционирующий робот добавлен в интерьер, вероятно, лишь для того, чтобы на его фоне прочие персонажи все-таки казались людьми, а не театральными образами.

“Триумф нелинейного кино” выражается, как я понимаю, в том, что категорически непонятно, чем занимаются герои, и как хотят достичь то и дело объявляемых целей. Одно точно - не обещанным преодолением (разве что своих личных комплексов) и борьбой: лишь один пытается что-то сделать помимо пафосных высказываний, и даже эта жертва оказывается напрасной. В предыдущих своих фильмах Герман-младший рассказывал о жертвах некой деятельности, опасной для личности, но потенциально полезной для государства. При всей неоднозначности его авторских позиций, они допускали наличие единомышленников, что вряд ли можно сказать о новинке. Какие бы мысли не высказывали конструкты, проживающие под не то наэлектризованными, не то просто подсвеченными облаками, они остаются просто мыслями, интересными разве что любителям аллюзий. А повышение накала драмы сценами обесценивания человеческой жизни - приём не новый, и многими осуждаемый - используется словно для того, чтобы было о чем вспомнить. Самое “мясо”, впрочем, благоразумно остается почти за кадром. Как, увы, и едва заметная под подростковой балаклавой Чулпан Хаматова - еще один причудливый повод запомниться.

“Визуальный ряд околдовывает” и “грандиозная и обаятельная мечта-фантазия” подразумевают стойкое внимание околдовываемого к деталям: общая серая гамма не то поздней осени, не то ранней весны, старательно это внимание притупляет. Отмечу еще, что за рубежом, где для создания недоапокалиптического пейзажа требуется гораздо больше средств, добиться такого же эффекта мало кто может себе позволить. У нас же достаточно выйти на окраину промзоны или привезти на неблагоустроенный вопреки легкодоступности берег озера недостающие художественные элементы. Которые лет двадцать назад еще бы и создавать заново не пришлось, но содержимое свалок (истории) ныне растащено на цветмет и по коллекциям. Сочетание неземной скуки с небесным светопредставлением, действительно, способно порадовать не только эстетов - как-никак, на ожидание нужной погоды ушло полгода, но следует ли считать это верностью творца выбранной цели, или просто признаком того, что больше ему нечем (и незачем) было заняться? Через туман величественно виднеется остов небоскреба, вызывая у окружающих желание достроить его или хотя бы снести. Так же и в нагромождении бездействующих лиц привычные к подобным приемам повествования могут рассмотреть и домыслить остов некой высокой идеи, если не заявить об её отсутствии. Вот только ни одно здание мира, полагаю, не задумывалось как остов, пригодный лишь для рассматривания в тумане.

Для глаз и ушей: Скучно
Для ума: Занятно
Для сердца: Раздражает
Александр Казанцев
Оценка: 4 / 9 (совсем плохо)
03.06.2015
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail