КиноИнфо - фильм Отступники - рецензии экспертов

Реклама
контент для киносайтов импорт контента кино парсер сеансы API киноконтент для приложений база данных о кино всё о кино смотреть кино

Это случилось в разведке

В уютном московском кинотеатре «Прага» под ударные ритмы «Русского радио», визуальный ряд мускулистых танцоров и подтанцовщиц, в сопровождении открывающихся банок с пивом «Хайнекен», прошла премьера полицейского триллера «Отступники», который только отдаленно напоминает свой исторический прототип - китайскую драму «Двойная рокировка». Несмотря на более чем продолжительный метраж киноленты, из зрительного зала никто не ушел, за исключением переупотребивших хмельного напитка кинозрителей. Впрочем, в погоне за ускользающим от них на киноэкране действием любители пенной жидкости стремились поскорее завершить процесс общения с фарфоровыми облегчителями. На то были свои причины. Сюжет, медленно разворачивающийся и словно спотыкающийся на неровностях первой половины фильма, второй своей частью увлек даже скептиков, давно считающих полицейские истории суррогатом киноискусства.

Есть несколько стандартных способов киноизложения историй о противостоянии уголовного мира с военизированной частью граждан, призванной защищать общество от правонарушений. Способ первый. Хорошие полицейские борются с преступниками и побеждают. Способ второй. Хорошие полицейские борются с плохими полицейскими и побеждают. Способ третий. Плохой полицейский борется сам с собой и побеждает. Вариант, в котором неизвестно, кто хороший, а кто плохой, а победителя не существует вовсе, редко используется в недрах коммерческого кинематографа. Для того, чтобы разрабатывать эту делянку, необходимо, как минимум, нестандартное видение действительности и умение заинтересовать зрителей реалиями цветов окружающего мира, а не фальсификатом черно-белого калейдоскопа. У господина Скорцезе такие способности имеются. У актеров, блистающих в основных ролях киноромана, также присутствуют в загашнике приемчики, обеспечивающие нарастающий зрительский интерес к происходящим на экране событиям.

Как известно из педагогики, качества, заложенные в человека в детстве, определяют все его дальнейшее развитие. Однако в некоторых случаях генетическая программа дает сбой, и происходит отклонение от запрограммированной траектории жизни. Именно так и произошло с двумя молодыми людьми, одному из которых на скрижалях судьбы было определено вырасти в гангстера, а другому – войти в ряды столпов общества. Все произошло с точностью до наоборот. Колин Салливан, прилизанный пай-мальчик, обретающийся при местном приходе, возненавидел скукоту церковного хора и под влиянием ирландского мафиозо переродился в глаза и уши криминальной группировки. А Билли Костиган, горлопан из подворотни, многочисленная родня которого навесила на себя практически все параграфы уголовного кодекса, решил превратиться в честного полицейского, дабы воплотить своей жизнью принцип: «служить и защищать».

Как говорится, от судьбы не уйдешь. Даже, если человек сам не понимает своей настоящей природы, всегда найдутся люди, которые помогут, подскажут, подтолкнут и определят дальнейшее течение жизни отступника, отбившегося от своего стада. Фрэнк Костелло, душелюб и людовед подведомственной ему территории, воплощающий в своем характере все свойства, долженствующие наличествовать у крестного отца, направляет своего воспитанника Салливана в полицейскую академию, которую тот с блеском завершает, обретая все шансы на успешную карьеру в уголовном розыске града Бостона. Руководители же отдела внутренней безопасности направляют Костигана в банду Костелло в качестве агента под прикрытием. Лишь два непосредственных руководителя знают теперь о его истинной сущности. Впрочем, какую из личин, надеваемых человеком в зависимости от ситуации, можно назвать его подлинной сущностью?

Стартуя с шаблонного течения событий стандартного боевика, фильм «Отступники» едва ли не пробуксовывает в своем движении. Совершенно неясно, что заставляет Скорцезе применять такие приемы для развития сюжета, как банальный способ мобильной связи между сторонами, чьими правилами должны стать конспирация, конспирация и еще раз конспирация. Ну, разрази меня гром, не поверит же зритель в то, что главарь мафии станет звонить своему агенту по сотовому телефону в тот момент, когда коп находится в рабочем кабинете и в любой момент может быть вычислен своими коллегами. А способ передачи СМС вслепую, предназначенный уберечь братву от пользования способной выдать гангстеров связью, едва ли вызовет что-либо, кроме улыбки умудренного знанием про пиар плэйсмент зрителя. Назначение «крота» ответственным за розыск самого себя также известен киноманам, как минимум, со времен выхода на экраны шпионского триллера «Нет выхода» с Кевином Костнером в главной роли. Что уж говорить о ситуации, в которой два перевертыша пользуют одну и ту же дивчину, полицейского психолога, не догадываясь о существовании друг друга?

Вы знаете, я так и не уловил тот момент, начиная с которого сюжет «Отступников» оторвался от копирования многократно отработанных банальностей и свернул на незаезженную трассу исследования трагедии вынужденных жить не своей жизнью персонажей. Может быть, это произошло в тот момент, когда самоуверенность Костелло привела его к получению пары маслин от взрощенного персонажа в процессе полицейской облавы? А может быть, дыхание перехватило в ту секунду, когда тело одного из кураторов Костигана спланировало с крыши многоэтажки прямо на голову своему подопечному, а второй связной оказался вынужденным уволиться из полиции, дабы не рассекретить агента. Впрочем, это совершенно неважно. Существенным является лишь тот факт, что к началу второй части процесса сюжет вильнул в сторону от торного течения и устремился в сторону полнейшей непредсказуемости, балансирующей от рефрена «Никого не жалко, никого» к предсказанию «Обратной дороги нет».

Дабы не отбить у зрителя охоту к просмотру истории с детективной завязкой и кровавым финалом, мы перестанем акцентировать внимание на сюжете и скажем пару слов об актерах. Дамы и господа, в «Отступнике» бал правят харизматики. Джек Николсон в любой роли пробирает зрителя до костей, уподобляясь хоть морозцу, хоть оргазму. Его оскальная улыбка запоминается в любой момент процесса воспроизведения кино, и в тот момент, когда он достает стальной ствол для защиты подопечной территории от непрошенного вторжения, и тогда, когда в процессе зрительской суходрочки он достает иной ствол из широких штанин с криком: «Это мой кинотеатр». Мэтту Дэймону редко приходится играть роли отрицательных персонажей, но в истории перевертыша, благодарного судьбе за возможность перевернуться, он оказывается на высоте. Что же касается Леонардо Ди Каприо, которому задалась наиболее трагичная роль Костигана, постепенно теряющего координацию в искрометном чередовании окружения добра и зла, то вслед за героем «Авиатора» он берет очередную высоту, и от его способностей к полетам и кружениям поневоле захватывает дух.

Обычно голливудская продукция, образчики которой разжевывают прописные истины, пытается вдолбить в голову зрителя некие постулаты поведения, тотальное следование которым может вызвать лишь изжогу. По всей видимости, тотальное отлучение старины Скорцезе от вожделенной оскаровской статуэтки сделало режиссера достаточно циничным, дабы не учить нас жить. Единственно достойную фразу, которой необходимо следовать в критические минуты существования, автор идеи вкладывает в уста героя, обреченного через пару секунд улечься на полу с выплеснувшимся под воздействием волыны головным мозгом: «А, да наплевать». Вряд ли эта идея поможет «Отступникам» получить главную награду киноакадемии, но обучить в процессе просмотра философскому отношению к жизненным коллизиям этот посыл в состоянии. А значит, работа была проделана не зря.
Для глаз и ушей: Супер
Для ума: Сильно
Для сердца: Трогает
Игорь Михайлов
Оценка: 0 / 9 (None)
05.10.2006
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail